Кто проверяет охрану труда в организации

Государственный надзор и контроль за охраной труда

Особенности государственного надзора и контроля за охраной труда описаны в соответствии с Главой 10 Трудового Кодекса РФ. Этот контроль реализуют федеральные и местные органы власти, каждому из которых выделена своя сфера деятельности.

• Ростехнадзор. С 2004 г. в эту службу объединены Госгортехнадзор, Госэнергонадзор и Госатомнадзор. Это – служба федерального значения, подразделения которой работают во всех субъектах РФ.

• Госгортехнадзор. Объекты контроля – промышленные и горные предприятия, оборудование, работы и промышленные производства повышенной опасности. В дополнение к контролирующим функциям эта организация занимается лицензированием.• Госатомнадзор. Объекты госрегулирования и контроля – организации, связанные с производством, хранением и применением:
— радиоактивных веществ;
— атомной энергии;
— ядерных материалов.

Полномочия Госатомнадзора распространяются на военные и гражданские организации. Эта служба занимается также лицензированием деятельности, связанной с ее компетенцией.

• Госэнергонадзор. Объекты контроля – теплоиспользующие и электроустановки, поэтому для проведения мероприятий по государственному надзору за охраной труда проверяющие из этой службы могут попасть практически на любое предприятие страны.

• Рострудинспекция. Входит в Министерство труда и соцразвития. Объекты контроля: соблюдение всех правил, норм, порядков, нормативов, которые регулируют безопасность условий труда, возмещение ущерба здоровью, полноту применения соцстрахования, правильность составления коллективных договоров и др.• Госсанэпиднадзор. Следит за тем, чтобы предприятия всех форм собственности соблюдали:
— гигиенические нормы;
— санитарно-гигиенические и противоэпидемиологические правила.

• Государственная противопожарная служба. С 2002 г. относится к МЧС, однако продолжает выполнять функции органа надзора и контроля за охраной труда в России в части пожарной безопасности. Эта организация – основной вид пожарной охраны в стране.

• Госэкспертиза условий труда (УТ). Объекты контроля – УТ, ОТ в организациях всех форм собственности, качество аттестации и сертификации рабочих мест, распределение предприятий по степеням профриска. На госуровне этими вопросами занимается Минтруд, на региональных – исполнительные субъектовые власти.

• ГосстандартКонтролируют внедрение ССБТ и соблюдение организациями требований всех касающихся их деятельности стандартов. Работы ведутся в таких подразделениях:
— лаборатории госнадзора;
— центры стандартизации и метрологии.• ГосавтоинспекцияОценивает пригодность к эксплуатации на дорогах автомобилей, принадлежащих юридическим и частным лицам, в том числе отремонтированных или новых.

Государственный надзор и контроль за охраной труда может быть внутриведомственным и межведомственным. Внутриведомственными полномочиями наделены все надзорные органы. Они могут проверять состояние охраны труда в организациях и ведомствах, которые находятся в их подчинении. Полномочия ряда органов надзора и контроля за охраной труда в России существенно шире – в пределах своих компетенций они могут проверять любые предприятия страны (например, специалисты Госэнергонадзора проверяют электрохозяйства заводов, магазинов, школ, салонов красоты).Органы государственного надзора и контроля за охраной труда могут выполнять проверки самостоятельно либо совместно с общественными организациями: профсоюзными объединениями, фондами, представителями СМИ и др.

Как проходит проверка

Как проходит проверка

В прокурорской проверке могут быть задействованы многие. Поэтому о ее начале работодателя уведомляют заранее. Проверка начинается с предъявления представителем прокуратуры служебного удостоверения и документов, обосновывающих проверку. Если хотя бы один из этих документов отсутствует, то проверка считается незаконной и представители организации вправе отказать в ее проведении.

Прокуроры проверяют документы, материалы и другие сведения, касающиеся обращения о нарушениях. Иногда по запросу прокуратуры с документов и материалов снимаются копии. У должностных лиц и граждан, связанных с обращением, берутся письменные объяснения. Если представители прокуратуры выявляют нарушение, они выносят представление с требованием его устранить, возбуждают административное дело, а материалы направляют в Государственную инспекцию труда для принятия мер реагирования – наложения штрафов, приостановления деятельности и т. д.

По всем выявленным нарушениям прокуратура составляет акт прокурорского надзора. Его передают в тот орган или тому должностному лицу, у которого есть полномочия для устранения допущенных нарушений. В течение месяца организация должна представить в прокуратуру отчет об устранении выявленных замечаний.

Какие организации прокуратура может привлечь в помощь при проверке

Статья в тему

«Кому из работодателей нужно ожидать проверки Роспотребнадзора» (№ 11, 2014)

Прокуратура вправе привлекать к проверке различных специалистов1. Ведь на практике прокуроры не обладают специальными знаниями в узких отраслях (например, в производственных характеристиках сложного технического оборудования и вариантах его безопасной эксплуатации для работников).

На практике прокуратура может привлечь к совместной проверке Государственную инспекцию труда и другие органы, причастные к регулированию трудовых отношений. Например, Роспотребнадзор, Росприроднадзор, Ростехнадзор и т. д. Это поднадзорные субъекты прокуратуры, которые обязаны предоставлять своих специалистов по требованию.

Таким образом, прокуратура может проверять исполнение трудового законодательства, используя различные подходы. И если трудовые инспекторы по итогам проверки обычно возбуждают производство об административном правонарушении по статьям , Кодекса об административных правонарушениях, то органы прокуратуры не ограничиваются этими статьями.

Статья в тему

«Проверки Ростехнадзора. Что проверяют инспекторы» (№ 4, 2014)

Пример

В прокуратуру Симбирского района поступило сообщение из органов полиции об обращении работника ООО «Инвест» в больницу с травмой. Чтобы выяснить причины и обстоятельства инцидента, прокуратура передала материалы в Государственную инспекцию труда.

Вышедший на проверку инспектор установил, что слесари-ремонтники ООО «Инвест» Петров А. В. и Никифоров И. А., закончив ремонт крана-штабелера (находящегося на высоте пяти метров), спускались по стеллажам с готовой продукцией. Петров потерял равновесие и упал на бетонный пол с высоты трех метров. В результате падения он получил травму правой ноги и закрытую черепно-мозговую травму.

Петров был принят на работу за несколько дней до несчастного случая. Он не прошел инструктаж на рабочем месте и обучение по охране труда при работе на высоте. На выполнение данной работы не выдавался наряд-допуск, несмотря на то, что она относится к опасным. На рабочем месте не было лестницы для подъема и спуска. Кроме того, на месте работ не было мастера ремонтного участка Маркина И. П., поручившего Никифорову и Петрову ремонт крана-штабелера. Расследование данного случая в организации не проводилось.

По результатам проверки в отношении ООО «Инвест» было возбуждено административное дело по статье Кодекса об административных правонарушениях и на организацию был наложен штраф в размере 10 000 рублей. Материалы проверки направили в прокуратуру.По требованию прокуратуры в отношении Маркина было возбуждено уголовное дело по статье 143 Уголовного кодекса и назначено наказание – один год лишения свободы и штраф в размере 150 000 рублей.

Прокуратура не подменяет другие контролирующие органы2 и не проводит самостоятельно плановые проверки организаций, кроме случаев прямого надзора, о которых говорилось в начале статьи. Органы прокуратуры только участвуют в планировании проверок, а также контролируют исполнение планов.СоветуетОльга ИСАКОВА, юрист юридической фирмы RBL (Самара)

Руководитель предприятия должен обязательно присутствовать при проверке, иначе она может не состояться. Также нужно помнить, что неправомерные действия прокурора всегда можно обжаловать согласно Закону РФ от 27 апреля 1993 г. № 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Фото 1

Проверки органов государственного надзора за охраной труда

Проверки органов надзора и контроля за охраной труда в России могут быть плановыми или внеплановыми. Основные причины внеплановых проверок:

• жалобы, заявления, обращения работников, представителей общественных организаций, фондов, других лиц о нарушениях работодателем требований ОТ;
• окончание срока для устранения нарушений, выявленных предыдущей проверкой;
• требование провести проверку, поступившее от вышестоящей организации, прокурора, Правительства РФ;
• запрос трудящегося о проведении мониторинга условий его труда;
• несчастный случай, авария, другое внезапное событие, которое показывает, что в организации есть проблемы с безопасностью труда.

Когда в организации с безопасностью труда все хорошо, государственный надзор за охраной труда в ней ведется в плановом порядке. Каждый из органов надзора и контроля за охраной труда составляет график проверок, с которым знакомит представителей предприятия. Законодательством установлена периодичность мероприятий контролирующего характера. Например, инспекторы Минтруда посещают организации в плановом порядке 1 раз в 3 года.

ИНСТРУКТАЖИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Фото 3

Если работодатель не проводит инструктажи, это может повлечь ответственность по ч. 3 ст. КоАП РФ в виде штрафа: для должностных лиц — от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.[6]

Чтобы избежать наказания, нужно не только провести необходимые инструктажи, но и оформить соответствующие журналы (Порядок обучения, ГОСТ ).

Для проведения каждого вида инструктажа необходимо разработать программы с учетом специфики деятельности работодателя. Типовые образцы программ инструктажей можно найти в ГОСТ . Работодатель должен также руководствоваться межотраслевыми, отраслевыми или специальными требованиями охраны труда.Кроме программ вводного и первичного (повторного), а также внепланового инструктажей необходимо вести журналы регистрации соответствующих инструктажей.

Журналы должны быть надлежащим образом оформлены, а записи в них должны вноситься в хронологическом порядке и заверяться подписями инструктирующего и инструктируемого.

Инструктирующим может быть работник, который был назначен ответственным за проведение инструктажей. Обычно это специалист по охране труда или ответственный по охране труда (п. Порядка обучения).

От первичного инструктажа на рабочем месте могут быть освобождены работники, не связанные с эксплуатацией оборудования, а это большинство работников офиса.

Если такие работники есть, то работодателю необходимо утвердить приказом либо отразить в локальном нормативном акте перечень должностей, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте.

Таким образом, инспектор может запросить следующие документы по инструктажам:

• программы вводного и первичного (на рабочем месте) инструктажа, утвержденные приказом руководителя организации;

• перечень должностей, освобожденных от проведения первичного инструктажа на рабочем месте, также утвержденный приказом;

• журнал регистрации вводного инструктажа;

• журнал регистрации инструктажа на рабочем месте;

• инструкция по оказанию первой помощи.https://www.youtube.com/embed/zzR6Uvj9O-o?feature=oembed

Каким должен быть контроль охраны труда в организациях?

  1. Эффективным. Проверка состояния охраны труда должна проводиться не для галочки, а для выявления и устранения существующих недочетов.
  2. Объективным. Контроль охраны труда должен проводиться квалифицированными специалистами. Должны быть проверены все факты и явления в компании, чтобы в результате была дана объективная оценка существующей системы охраны труда.
  3. Систематичным. Для поддержания должного состояния системы охраны труда в организации требуется регулярная проверка соблюдения всех правил.
  4. Своевременным. Проверка состояния охраны труда на предприятии должна проводиться тогда, когда есть время и возможность исправить все недостатки. Важно понимать, что от качества организации контроля на производстве зависит здоровье, безопасность и жизнь работников.

Что будет поводом для прокурорской проверки

Что будет поводом для прокурорской проверки

Прокуратура призвана контролировать исполнение законов государственными органами, их должностными лицами, коммерческими и некоммерческими организациями. Поводом для прокурорской проверки может быть:

  • задание вышестоящей прокуратуры, в котором прокурору предписано комплексно проверить исполнение трудового законодательства на определенной территории или на предприятии;
  • необходимость плановой проверки;
  • указание прокурора о проведении выборочной проверки исполнения трудового законодательства в организации при получении сведений о нарушениях (необходимость внеплановой проверки);
  • материалы СМИ о нарушениях трудового законодательства (это повод для внеплановой проверки, и ее может инициировать, помимо руководителя прокуратуры, работник прокуратуры, на которого возложен данный вид надзора);
  • обращение в прокуратуру (как устное, так и письменное) с информацией о нарушении законодательства в организации.

Статья в тему

«Кто и как проверяет нормы охраны труда в организации» (№ 1, 2013)

Кто нас проверит

Общий надзор и контроль за тем, как работодатели соблюдают требования трудового законодательства, поручен трудовой инспекции (ч. первая ст. 353 ТК РФ). Однако в отдельных сферах деятельности проверять могут и другие государственные структуры (ч. вторая ст. 353 ТК РФ). К ним относятся Ростехнадзор, Роспотребнадзор. Особняком среди проверяющих стоит прокуратура.

Каждая контролирующая структура имеет свой круг полномочий. Например, изучая, как работодатели соблюдают правила охраны труда, трудовая инспекция может:

  • посещать беспрепятственно в любое время суток организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей – физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них необходимые документы, объяснения, информацию;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ;
  • расследовать несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
  • направлять в суды требования о ликвидации предприятий или прекращении деятельности их структурных подразделений;
  • выдавать предписания об отстранении от работы сотрудников, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным техническим требованиям и требованиям охраны труда; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях.

Ростехнадзору дано право проверять, как соблюдаются требования:

  • ядерной, радиационной, технической и пожарной безопасности (на объектах использования атомной энергии);
  • промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, которые применяются на опасных производственных объектах, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах;
  • безопасности в электроэнергетике;
  • безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;
  • пожарной безопасности на подземных объектах и при ведении взрывных работ;
  • собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений, а также гидротехнических сооружений, полномочия по осуществлению надзора за которыми переданы органам местного самоуправления);
  • технических регламентов в установленной сфере деятельности.

Роспотребнадзор вправе проверять, как выполняются требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также технических регламентов.

Прокурор надзирает за исполнением законов, в том числе и по охране труда. Он может:

  • предъявив служебное удостоверение, беспрепятственно входить на территории и в помещения проверяемых организаций и предприятий, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей информацией о фактах нарушения;
  • требовать от руководителей и других должностных лиц представления необходимых документов, материалов, статистических и других сведений;
  • требовать проведения проверок по поступившим в прокуратуру материалам и обращениям граждан;
  • вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;
  • выносить представления с требованием устранить нарушения;
  • возбудить административное дело;
  • обратиться в суд в защиту прав работников или с требованием принудить к выполнению закона;
  • требовать проведения проверки другими контролирующими структурами, которые обязаны выполнить требование немедленно.

Несмотря на размытость формулировок закона, в реальности прокуратура обладает самыми большими полномочиями. Однако она не подменяет собой другие контролирующие структуры.

Профсоюзные инспекторы труда – это уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов. Они также наделены правом контролировать, как работодатели соблюдают трудовое законодательство. Однако объём их широких полномочий ограничен возможностью проверки только тех работодателей, у которых работают члены данного профсоюза (ст. 370 ТК РФ).

На что смотрит инспекция

Фото 4

Закрытого перечня документов, которые запрашивают ревизоры ГИТ, не существует. Все зависит от вида деятельности предприятия и того, зачем проводится проверка. В сферу интересов проверяющего могут попасть вот какие документы:

  • учредительные документы фирмы;
  • кадровые (смотрят, правильно ли оформлены сотрудники);
  • бухгалтерские (извещения о выплате зарплаты, расчетные листы);
  • локальные нормативно-правовые акты (правила внутреннего распорядка, коллективный договор, графики учета рабочего времени);
  • документы, непосредственно посвященные охране труда (приказы и инструкции, журналы учета, программы инструктажей) и др.

Компаниям, относящимся к микропредприятиям, Трудовой Кодекс позволяет не разрабатывать локальные нормативно-правовые акты. Такая организация заключает с сотрудником трудовой договор, который разрабатывается по специальной типовой форме и содержит отдельный раздел об охране труда.

Что требуют от работодателя

Фото 5

Работодатель обязан предоставить своим сотрудникам безопасные условия работы, рациональный режим труда и отдыха, должное медицинское обеспечение. Кроме того, в его обязанности входит:

  • исполнение норм охраны труда, которые различаются по видам осуществляемой деятельности;
  • контроль за тем, чтобы сотрудники не нарушали технику безопасности;
  • разработка правил и инструкций по охране труда в организации;
  • соблюдение на производстве санитарно-гигиенических правил и норм.

На каждом предприятии с количеством работников более 50 человек, если его деятельность является производственной, должна быть отдельная должность специалиста по охране труда или специальное структурное подразделение – служба охраны труда. В противном случае эти функции осуществляет руководитель компании, уполномоченный работник или привлеченный специалист.

Все сотрудники предприятия проходят периодическое профильное обучение, а при первичном поступлении на работу или переводе на другое место – знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Обязательна специальная оценка условий труда – это комплекс мероприятий по выявлению вредных и опасных факторов трудового процесса или производства.

СПЕЦИАЛИСТ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Если в организации числится более 50 человек, работодатель должен создать службу охраны труда или закрепить в штатном расписании должность специалиста по охране труда. Если такой штатной единицы нет, ее необходимо ввести приказом по организации, после чего принять на нее работника.

При создании службы охраны труда нужно учесть Межотраслевые нормативы численности работников службы охраны труда в организациях (утверждены Постановлением Минтруда России от № 10, в ред. от ).

При приеме на работу специалиста по охране труда с ним заключается трудовой договор. Перед этим его нужно ознакомить с локальными нормативными актами, в том числе с его должностной инструкцией (разумеется, для этого ее нужно сначала разработать). Затем издается приказ о приеме на работу, заполняются трудовая книжка и личная карточка (унифицированная форма № Т-2).Заметим, что в организациях с небольшой численностью можно предусмотреть неполную ставку специалиста по охране труда, а также принять его по совместительству.

Если в организации нет указанных структурных единиц, за охрану труда, согласно ст. 217 ТК РФ, отвечают:

• руководитель организации;

• другой уполномоченный работодателем работник;

• организация (подлежит обязательной аккредитации) или специалист, оказывающие услуги в области охраны труда по гражданско-правовому договору.Ответственный за организацию охраны труда назначается приказом работодателя, который оформляется в произвольной форме (ч. 2 ст. 217 ТК РФ)[1].

Для ответственного по охране труда нужно разработать должностные обязанности, которые необходимо включить в его должностную инструкцию.

При разработке должностных обязанностей специалиста по охране труда или ответственного по охране труда можно использовать профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» (утвержден Приказом Минтруда России от № 524н, в ред. от ).Если работодатель не обеспечивает и не контролирует соблюдение требований охраны труда, ему грозит штраф от 50 000 до 80 000 руб. Для должностного лица — от 2000 до 5000 руб. (ч. 1 ст. КоАП РФ).

Виды надзора и контроля за безопасностью труда

В зависимости от принадлежности проверяющих организаций, в России существуют такие виды надзора и контроля за безопасностью труда:

Государственный. Государственный надзор за охраной труда ведут профильные инспекции и наделенные соответствующими полномочиями госорганы. Он осуществляется на федеральном и местных уровнях;

Ведомственный. Такой надзор и контроль в области охраны труда выполняют вышестоящие организации. Это могут быть ведомства, министерства, организации, которым подчиняется данная структура в системе предприятий (в холдинге, объединении, союзе и т. д.). Контрольные функции собственной службы ОТ организации также относятся к этой разновидности надзора;

Общественный. Благодаря демократическому развитию нашего общества, сегодня проверить, как работает этот вид надзора и контроля за безопасностью труда, может каждый желающий. Его ведут профсоюзные органы, разные фонды, общественные движения, партии, СМИ, отдельные граждане и уполномоченные трудовых коллективов по вопросам ОТ. Общественный надзор и контроль за охраной труда предполагает максимальную открытость: его результаты часто получают широкую огласку, публикуются в СМИ и социальных сетях.

Высший надзор и контроль за охраной труда во всех организациях и предприятиях страны – прерогатива Генерального прокурора РФ. Его функции на местах исполняют нижестоящие прокуроры.

Форма проверок

Фото 6

Как плановая, так и внеплановая проверки могут иметь две формы:

  • документарная;
  • выездная.

Документарную проверку ревизор ГИТ осуществляет на своем рабочем месте. Он запрашивает у компании интересующие его бумаги, которые имеют отношение к задачам проверки. Предприятию дается 10 дней на исполнение запроса. Все документы предоставляются в виде копий, заверенных подписью уполномоченного лица и печатью, или в электронном виде с удостоверенной электронной подписью. Внимание: инспектор не имеет права забирать оригиналы или просить нотариальное заверение документов.

Если в ходе проверки документов инспектор находит ошибки или нестыковки в представленной информации, он требует предоставить организацию дополнительные письменные пояснения. Срок предоставления таких пояснений – 10 рабочих дней.

Выездная проверка осуществляется по месту нахождения фирмы, на производстве или в офисе, когда:

  • инспектору необходимо удостовериться в соответствии поданных фактов действительности;
  • следует оценить, отвечает ли деятельность компании требованиям законодательства.

Ответы на ваши вопросы

Ответы на ваши вопросы

Может ли сводная ведомость стать причиной проверки?

Может ли сводная ведомость результатов спецоценки, направленная в ГИТ, стать причиной для проведения внеплановой проверки в организации?
Кира ПАРШИНА, специалист по охране труда (Санкт-Петербург)

Внеплановая проверка может проводиться, если получены сведения о причинении вреда жизни и здоровью работников или о возможном риске причинения такого вреда4. Сводная ведомость результатов спецоценки вполне может содержать такие сведения. Например, если условия труда признаны вредными или опасными, неправильно установлен размер компенсаций, не выданы полагающиеся СИЗ и т. д. Таким образом, сводная ведомость может инициировать внеплановую проверку.

Документы за какой срок понадобятся при проверке?

При проверке инспекторы проверяют только актуальные документы по охране труда или за несколько прошедших лет?
Дмитрий ЖЕРДИН, индивидуальный предприниматель (Саратов)

Законом не установлена давность документов, которые вправе проверять инспекторы. Одно выявленное нарушение может повлечь проверку документов за несколько прошедших лет. Поэтому инспекторы вправе запрашивать документы по охране труда любой давности. Однако постановление об административном нарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев с момента правонарушения. То есть инспектор не вправе выдать постановление по нарушениям, которые произошли давно и по которым срок давности является общим (п. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).

Может ли предписание инспектора дублировать существующий план мероприятий по охране труда?

После внеплановой проверки трудовой инспектор выдал предписание об устранении нарушений. Оно фактически дублирует план мероприятий по улучшению условий труда. Не является ли это нарушением?
Елена ЦИМЕР, специалист по охране труда (Смоленск)

Нет, это не является нарушением. Если основанием проверки стала жалоба о невыполнении существующего плана мероприятий по охране труда, то инспектор вправе выдать предписание, дублирующее существующий план. По истечении срока выполнения предписания работодатель должен представить в ГИТ сведения, подтверждающие, что оно выполнено хотя бы по части пунктов, а также скорректировать и заново утвердить план мероприятий по охране труда. Иначе стоит ожидать повторной проверки и нового предписания.

Виды контроля

Контроль охраны труда на предприятии можно разделить на следующие виды:

  1. Технический. Объектами проверки в данном случае являются предметы труда. А именно выпускаемые товары, документация компании и др.
  2. Социальный. Проверке подвергается деятельность работников предприятия.

Контроль на производстве, в свою очередь, можно разделить на другие 2 группы:

  1. Ведомственный. Осуществляется на конкретном предприятии вышестоящей организацией. Это может быть контроль охраны труда, который проводится систематически, проверка условий труда по требованию работников подведомственной организации или же контроль со стороны государства. За соблюдением всех государственных нормативов на предприятии следит такой орган, как Федеральная инспекция труда.
  2. Общественный. Инициаторами проверок состояния охраны труда являются профсоюзы, которые действуют в интересах работников производства. Эти организации, согласно статье 370 Трудового Кодекса РФ, следят за выполнением работодателем условий, отраженных в трудовых договорах.

ОБУЧЕНИЕ РАБОТНИКОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Фото 7

На основании ст. 212 ТК РФ работодатель обязан в течение месяца с даты приема на работу обучить безопасным методам и приемам выполнения работ всех работников, включая руководителя.

Если работника принимают на работу во вредных или опасных условиях труда, ему к тому же нужно пройти стажировку на рабочем месте. Обучение по охране труда завершается проверкой знаний по охране труда.

Если в организации не проводится обучение и проверка знаний требований охраны труда, ч. 3 ст. КоАП РФ предусматривает штраф для должностных лиц в размере от 15 000 до 25 000 руб., для юридических лиц — от 110 000 до 130 000 руб.[2]

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее — Порядок обучения) утвержден Постановлением Минтруда России, Минобразования России от № 1/29.

Инспектор по охране труда непременно захочет увидеть документы по обучению работников.

Обучение руководящих работников

Руководители организаций, лица, ответственные за охрану труда, и лица, осуществляющие организацию, руководство и проведение работ на рабочих местах, обучаются в специализированном учебном центре (п. Порядка обучения)[3].

У работодателя должны быть следующие документы:

• договор с обучающей организацией;

• документы обучающей организации (она подлежит аккредитации[4]);

• протокол заседания комиссии проверки знаний;

• удостоверения о прохождении работниками обучения по охране труда (у работодателя обычно хранятся копии удостоверений, а оригиналы передаются работникам).

Обучение обычных работников

Обучение других работников работодатель может организовать собственными силами внутри организации. Для этого нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»[5] (далее — ГОСТ ).Порядок обучения устанавливает общие требования к организации и проведению обучения, а в ГОСТ можно найти более подробный рекомендуемый порядок, а также формы необходимых документов.

Чтобы обучение было признано законным, работодателю нужно оформить следующие документы:

• приказ о создании комиссии по обучению и проверке знаний по охране труда в объеме не менее 24 ч. В составе комиссии должно быть не менее трех человек;

• программу обучения по охране труда, включая программу обучения приемам оказания первой помощи. Последнюю можно оформить отдельно. Программы должен утвердить работодатель;

• протоколы проверки знаний по охране труда, которые оформляются по результатам экзамена после каждого проведенного обучения. Экзамен можно проводить как по билетам, так и в форме тестирования;

• удостоверения о прохождении обучения по охране труда, которые нужно оформлять и выдавать работникам по результатам обучения.

Стажировка работников

Для проведения стажировки работников также нужно руководствоваться требованиями Порядка обучения и ГОСТ .

Для проведения стажировки необходимо разработать программы стажировки с учетом специфики деятельности работодателя. Чтобы направить работника на стажировку, нужно издать соответствующий приказ (распоряжение) работодателя.

После успешного окончания стажировки оформляется допуск к работе.

Вопросы и ответы

Источники

Использованные источники информации.

  • https://beltrud.ru/organi-nadzora-i-kontrolya-za-ohranoy-truda/
  • https://e.otruda.ru/article.aspx?aid=389958
  • https://www.profiz.ru/kr/10_2017/proverka_ohrana_truda/
  • http://www.unitalm.ru/blog/proverka-sostojanija-ohrany-truda/
  • https://primtrud.ru/content/kto-i-kak-proveryaet-normyi-ohranyi-truda-v-organizatsii.html
  • https://kadrovyhdel.ru/ohrana-truda/chto-proveryayut-pri-proverke.html

admin

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх